Что такое красота? Что такое чувство прекрасного? Философы и на Востоке, и на Западе давно пытались ответить на эти вопросы. В западной философии это Платон, Кант, Шопенгауэр, Ницше, Гегель.
Среди восточных философов можем вспомнить Лаоцзы, Конфуция, Чжуанцзы, а также более поздних: Цай Юаньпэя (1868-1940 гг., Цай Юаньпэй – китайский государственный деятель, учёный, переводчик и педагог, министр просвещения Китайской республики, основатель и первый президент Академии Синика, ректор Пекинского университета – Википедия), Ван Говэя (1877-1927 гг., Ван Говэй – китайский историк, филолог, писатель, переводчик, преподаватель, философ, поэт времён падения династии Цин и первых лет Китайской республики – Википедия), Чжу Гуанцяня (1897-1986 гг.,Чжу Гуанцянь –китайский специалист в области эстетики, литературы и искусства, основоположник современной китайской эстетики как самостоятельной научной дисциплины).
Эстетика – это раздел философии. На эту тему много написано, но она является настолько сложной, что можно запутаться. Для широких масс суть вопроса звучит просто: красота субъективна или объективна?
Отвечая на этот вопрос, философы в целом делятся на три лагеря:
- Красота объективна, если к ней относиться как к свойству вещей, существующих в природе;
- Красота субъективна, если к ней относиться как к работе сознания, которое проецируется на внешние вещи;
- Красота – что-то среднее, если к ней относиться как к сочетанию объективных и субъективных свойств.
Каждый лагерь может предоставить множество доказательств в поддержку своей точки зрения.
Объективный лагерь считает, что красота – это сущность субъекта. Она не зависит от внешнего наблюдателя. Например, птицы и цветы в природе или радуга в небе имеют сущность красоты.
Субъективный лагерь считает, что красота – в глазах смотрящего. Он зависит от чувств наблюдателя.
А как насчет обезьяны в зоопарке? Кого обезьяна считает более красивой: человеческую красавицу-девочку или девочку детеныша обезьяны?
Существует много точек зрения, но есть ли единая правда?
Исследования в сфере эстетики на протяжении истории имеют одно белое пятно, один фундаментальный знак вопроса: идея красоты объекта всегда вращается вокруг материального уровня, ведь рассматривается лишь физическое тело. Но мы знаем, что во всем есть три уровня: материя, энергия и информация.
Чтобы понять красоту, нам нужно выйти за рамки материального уровня и учитывать уровни энергии и информации. В Китае философы Лаоцзы и Чжуанцзы говорили об этом. Но их идеи в полной мере никогда не были развиты.
Если мы подойдем к изучению эстетики на уровнях энергии и информации, то сможем объединить точки зрения всех трех лагерей.
С объективной точки зрения то, что мы ощущаем как красивое, является Ци аспектом всех живых существ. Наши чувства основаны на Ци-энергетической связи со всеми живыми существами в природе. Кроме того, все предметы – одушевленные и неодушевленные – обладают формой. Мы знаем, что форма определяет энергию, а значит, если форма хорошая, она излучает гармоничную Ци, которую мы ощущаем как красоту.
С субъективной точки зрения, почему для самца обезьяны обезьяна-самка является более красивой, чем женщина?
Из-за резонанса. Когда частота Ци подобна, появляется резонанс. Ци двух обезьян находятся в большем резонансе, чем Ци обезьяны и человека. Резонанс создает усиление, поэтому обезьяне-самцу самка обезьяны кажется более красивой.
Когда вы в кого-то влюбляетесь, ваши характеры, ваши темпераменты похожи. Естественно, в этом случае вы чувствуете симпатию к любимому человеку, он для вас более красивый, чем другие люди. Причина этого – резонанс.
Таким образом, ощущение красоты связано с культурными, образовательными, экономическими и другими факторами: переживание красоты зависит от настройки (или сонастроенности), а на настройку как раз влияют данные факторы.
Похожая ситуация с картинами. Оригинальная живопись более красива, чем ее репродукция или напечатанная копия, потому что оригинал содержит энергию и информацию художника. Нам может нравиться репродукция, но мы удивляемся и поражаемся, когда видим оригинал в галерее.
Чтобы полностью понять красоту, мы должны выйти за границы физического проявления вещей и постичь более высокое их проявление – энергию Ци.
Все вещи имеют энергию Ци и форму. Восприятие красоты зависит от того, в какой мере энергия Ци и форма резонируют с наблюдателем.
Относительно переживания красоты не существует понятий «выше» или «больше»: само переживание, значение, распознавание красоты – все едино.
Подобным образом любовь между принцем и принцессой не является более высокой, чем любовь между сельским парнем и сельской девушкой. Сила чувств одинакова, хотя социальные уровни разные.
Другими словами, хотя мы смотрим на материальную форму, наша реакция происходит на уровне Ци и информации. Мы скорее реагируем на Ци и информацию, которые находятся в материальной форме и проявляются посредством материальной формы, чем просто на форму саму по себе.
Автор: Шентан Су
Перевод с английского: Тарас Литвин
Понравилась статья? Подпишись на нашу рассылку![wysija_form id="4"]