Работая в офисе, будто в гробике, люди спрашивают в сердцах: кому пришло в голову сажать людей в клетки?! Кто придумал офисные кубиклы?! Мы вам расскажем и порекомендуем, как улучшить рабочее место
Оформлять офисное пространство в виде гробиков, коробочек или кубиков придумала всемирно известная компания Herman Miller. Дизайн офисного кубикла под кодовым названием Action Office II разработал американец Роберт Пропст в 1967 году для Herman Miller. С тех пор новый дизайн офисов начал свое (на)шествие по просторам США, а потом и за их пределами.
Herman Miller считается одной из самых модернистских компаний по дизайну интерьера и мебели. Многие знают ее по таким иконам ХХ века, как офисные кресла Aeron и Eames, треугольный стеклянный журнальный столик Ногучи или диван Marshmallow с подушками в виде кнопок трубы или саксофона. И, конечно же, офисный кубикл.
Под одну гребенку
Представители Herman Miller были уверены, что офисный кубикл позволит уменьшить влияние отвлекающих факторов на работников, улучшая их концентрацию. Благодаря авторитету компании и рекламе кубикл стал одной из самых распространенных моделей офисного дизайна в Америке. Такие офисы с разборными рабочими местами, которые часто называют мышиными лабиринтами или кубическими фермами, являются символом человеческой обусловленности и пренебрежения индивидуальностью ради однородности. Как тут не вспомнить понятие «офисный планктон», стремительно ворвавшееся в наши словари.
И это при том, что большинство людей не хотят работать в «кубическом мире». Те, кто сидит в кубиклах, описывают своё состояние похожими словами. Например: «Я часто смотрю на часы с надеждой, что рабочий день скоро закончится и я, наконец-то, выберусь на волю!» Как ни крути, дизайн кубикла очень напоминает тюремную камеру.
В 2008 году американский журнал Wired даже провел среди читателей конкурс на самый депрессивный офис кубикл. Желающие могли присылать свои фотографии с кратким описанием.
Вот некоторые из них: «Депрессивный вид молодого человека на фото говорит сам за себя, несмотря на его поднятые вверх большие пальцы. Просто посмотрите на размер его стола, а также на пространство под столом, куда теоретически нужно ставить ноги».
Вот еще: «Сейлзы и маркетологи должны работать бок о бок. Руководство фирмы восприняло лозунг слишком буквально. В результате двое мужчин делят между собой и так не очень просторный кубикл.
Слабенькая флуоресцентная лампа одна на двоих и перевёрнутые картонные коробки добавляют колорита. Телефона нет, окон тоже».
Или такой пример:
«Вы можете подумать, что все офисные места на этих фотографиях временные. Мол, человека посадили на денёк-другой, а он сразу начинает жаловаться. Может быть и так, но нет ничего более постоянного, чем временное.
На фото – рабочее место компьютерщика, за которым он работает уже целый год: в углу, на проходе, как собачья конура. Сзади постоянно ходят люди, не стихают разговоры».
Уверены, украинцам тоже есть что добавить в копилку «шедевров кубиклического искусства».
Генераторы стресса
В кубикле на протяжении рабочего дня перегородка все время находится перед человеком, близко к глазам. Хотим мы того или нет, но появляется ощущение замкнутости, дискомфорта. Это негативно отражается на творчестве, вызывает тревогу, беспокойство, иногда человек чувствует, что сходит с ума.
В какой мере стрессы на работе и низкая продуктивность на предприятиях США и в других странах связаны с таким дизайном офисов? Являются ли офисы кубиклы причиной того, что люди вынуждены задерживаться на работе, чтобы закончить задание?
Нередко компании стараются сэкономить, сопротивляясь изменениям, которые пошли бы на пользу работникам. Ирония в том, что такие изменения в перспективе принесли бы пользу самой компании, повышая производительность сотрудников, уменьшая уровень стресса, улучшая общее психическое состояние коллектива. Но часто даже если компания хочет переехать из офиса с кубиклами, дизайнерам очень трудно придумать альтернативу.
Поиски альтернативы
С момента изобретения кубикла было несколько попыток освободить работников от этих довлеющих клеток. Изменения были поверхностными и заключались лишь в усовершенствовании материалов и косметического редизайна кубиклов в соответствии с новыми технологиями и эстетическими требованиями.
Около десяти лет назад компания Knoll взяла на себя миссию заново спроектировать офисный кубикл, для выполнения задачи наняла известное архитектурное бюро. Однако в результате двух лет работы и миллионов долларов, потраченных на исследования и проектирование, всё, что им удалось сделать, это создать более дорогостоящий дизайн, который не решал основную проблему.
Фундаментальная причина такой тупиковой ситуации заключается в том, что промышленные дизайнеры не смогли увидеть, в чем по-настоящему заключается проблема с кубиклами. С ощущениями не поспоришь, когда вам просто напросто некомфортно в коробке. И хотя причина может быть непонятной, ощущение само по себе – очень понятное, настоящее, убедительное.
Стоит заметить, что изобретатель кубикла Роберт Пропст каялся в содеянном. Он вспоминал, что «совсем не собирался создавать фермы-кубиклы». Его идея заключалась в создании офиса, в котором более эффективно используется пространство, улучшится производительность людей, им будет уютно, улучшится здоровье – в частности, по словам Пропста, должно улучшиться кровообращение.
Увидев, какими в реальности получились офисы кубиклы, Пропст заявил: «Кубиклизация людей в современных компаниях – это полное безумие».
Троичный принцип
Пытаясь «улучшить» дизайн, архитекторы и дизайнеры обычно исходят из чисто физической точки зрения. «Белым пятном» для дизайнеров на протяжении всей истории было то, что они воспринимали здания и другие объекты только как физическое тело.
Многому можно поучиться у мудрости традиционной школы фэн-шуй – Школы Форм, которая все объекты воспринимает на трех уровнях: как физическое тело, энергетическое тело и носитель информации. Если к обустройству офиса, квартиры или дома подходить с учетом всех трех уровней, естественным образом получится функциональный, экономичный и красивый дизайн.
Тело как матрица
Хороший пример грамотного дизайна – человек. Бог создал наше тело с сильным позвоночником позади, а органы восприятия – глаза, нос, рот, уши – направлены вперед.
Чтобы жить в резонансе с физическим телом, нам необходимо обустраивать окружающее пространство по тем же законам.
В повседневной жизни мы всегда лучше себя чувствуем, когда у нас есть защита за спиной и открытое пространство – перед нами.
На протяжении мировой истории люди в разных уголках планеты следовали своим инстинктам и строили дома одинаково: с горой позади, холмами или похожими объектами по бокам, и водоёмами впереди (река, озеро, море, поле или другое открытое пространство). Этот же принцип расположения применялся при обустройстве комнат в доме.
Горы и воды кубикла
Теперь посмотрим на офисный кубикл. Энергетический поток в нем нарушает принцип фэн-шуй, основанный на естественных законах природы. В терминологии фэн-шуй в каждом офисе для творчества и развития нужна Вода – она находится впереди. А за спиной должна находиться Гора – стена, перегородка.
Почему такая модель считается идеальной? Дело в том, что когда мы защищены сзади – стеной или перегородкой сразу за нами, мы ощущаем себя в большей безопасности, а значит, мы более расслаблены.
Когда наше тело и ум расслаблены, энергия свободно течет по телу, что способствует хорошему самочувствию, бодрости, радостному настроению и большей продуктивности в работе.
Открытое пространство перед нами – Вода – позволяет расширить наше видение, увидеть перспективу. Это не только помогает снять стресс, но также раскрепощает ум, повышая творческие способности. По этой же причине в современном мире, когда жизнь становится всё более напряженной, люди нуждаются в большем количестве окон в помещениях.
Все наоборот
Дизайн кубикла переворачивает естественный принцип обустройства пространства с ног на голову. Компьютер располагается на рабочем столе сразу перед перегородкой, человек сидит лицом к Горе, сотрудники ходят за его спиной, подходят со спины, что заставляет человека чувствовать себя уязвимым.Вне зависимости от того, осознает человек это влияние или нет, у него внутри копится стресс.
Чтобы как-то облегчить ситуацию, а также чтобы немного оживить безрадостное место, люди, работающие в кубиклах, приносят фотографии, растения и даже мини-фонтаны и располагают их на своем рабочем месте. Некоторые работники ставят небольшие зеркала перед собой, что позволяет видеть отражение того, что за спиной, не оборачиваясь. Все эти манипуляции могут помочь до определенной степени, но глобально проблему не решают. Пока за креслом нет Горы (то есть, стены, перегородки), ощущение незащищенности остается.
Выход есть!
Большинство руководителей чувствуют себя некомфортно в кубиклах, и поэтому для себя создают удобные, хорошо защищенные кабинеты. Напрашивается вопрос: почему боссы вынуждают своих подчиненных работать в условиях, в которых им самим некомфортно? А ведь достаточно легко можно улучшить ситуацию, даже не увеличивая площадь.
Можно создать рабочее пространство, которое позволит людям чувствовать себя значительно уютнее! Например, в некоторых офисах используют перегородки, которые полностью защищают работника сзади, а открытое пространство находится сбоку.
Многие, кто работает в кубиклах, интуитивно ставят компьютер у боковой перегородки, разворачиваясь спиной к другой перегородке. Это не идеально, но в эмоциональном плане такое расположение меньше вызывает стресс и, безусловно, является существенным улучшением ситуации.
Если такую или любую другую перестановку сделать невозможно, за спиной можно поставить большое растение, которое послужит буфером между спиной человека и миром за границами кубикла.
А теперь представьте на секундочку идеальный мир. Это когда все архитекторы и дизайнеры вдруг начнут понимать естественные принципы, по которым строили наши предки, начнут применять традиционный фэн-шуй. Похоже, в этом случае нам до рая будет рукой подать!
Автор: Тарас Литвин
Мастер Шентан Су кратко о фэншуй рабочего места:
Консультант Тарас Литвин о фэншуй рабочего места на ТВ:
Понравилась статья? Подпишись на нашу рассылку![wysija_form id="4"]