Доклад Мастера фэншуй Шентана Су для конференции «Диалог между цивилизациями», проходившей под эгидой ЮНЕСКО в Каракасе, Венесуэла, 13–16 ноября 2001 года.
На протяжении всей истории происходили конфликты во имя конкурирующих цивилизаций, правителей и религий. Каждая из сторон, очевидно, стремилась переделать мир по своему собственному образу. Конфликты такого рода происходят и сейчас: войны и слухи о войне охватили весь мир.
Люди не понимают до конца, что происходит сейчас, а правительства и религии мало что могут прояснить, поскольку сами запутались в сетях беспрецедентных испытаний и неразберихи.
Полярные энергии
Человеческую историю часто рассматривают как историю войны и мира. Однако это поверхностное проявление более глубокого процесса: выражения полярных энергий, лежащих в основе видимых событий.
С обычной точки зрения мы можем воспринимать циклические результаты этих глубинных процессов лишь в терминах боли и радости, смерти и жизни, поражения и победы, краха и подъема. В нашей жизни и в жизни наших народов мы подобны рыбе, плавающей в подземных реках, ограниченной невидимыми границами, и не способной предсказать, когда достигнет цели.
Чтобы понять цивилизацию и ход истории человечества, нам нужно научиться видеть более полную картину, которая включает в себя эти мощные, лежащие в основе силы. Только таким образом мы сможем обеспечить стабильность и равновесие в мире, существование которого с каждым днем становится все более разрозненным и ненадежным.
Внешний враг объединяет?
Человеческие сообщества превратились из маленьких в большие: большие семьи, деревни и кланы превратились в города, города-государства, страны и империи. Члены семьи могут ссориться друг с другом, но когда на семью нападают извне, они стремятся объединиться. Это же справедливо и в большем масштабе. Внутренние конфликты обычно преобразуются в сотрудничество при столкновении с внешним врагом.
Принцип, регулирующий такие союзы, заключается в том, что противоборствующие стороны объединяются по сходству более высокого порядка. В итоге гармонизируются их различия, или появляется возможность для проявления гармонии, которая потенциально существовала между ними.
Что может обеспечить этот более высокий порядок и позволить проявиться потенциальной гармонии? Единая мировая религия? Политический единый мировой порядок? Какой-то вновь открытый гуманизм? Требуется ли какая-то сила для того, чтобы один из предложенных вариантов победил?
В Китае период Сражающихся царств закончился тем, что династия Цинь (221-206 гг. до н.э.) одержала верх над всеми остальными – теми, кто не смог успешно сотрудничать и защищаться. Династия Цинь победила не за счет заключения союзов, а за счет лучшего умения воевать.
Но династия Цинь, несмотря на свою безжалостность и эффективность, лишь на несколько лет пережила смерть основавшего ее императора Цинь Шихуанди.
Это пример того, что объединение только посредством силы дает мало мотивации для сохранения единства в условиях, когда возникают разные варианты.
Идеи высокого порядка
Для устойчивой мотивации нам нужно искать идеи более высокого порядка. Люди, как и другие живые существа на земле, живут под одним солнцем и луной. Все они подчиняются одним и тем же универсальным принципам природы. Эти природные принципы являются общим достоянием всех существ.
Человеческие общества подобны колониям насекомых, живущих в саду. Если сад разрушается, колониям негде жить. Другими словами, ключ к налаживанию совместной гармоничной жизни заключается не в поиске чего-то внешнего, что может принести единство и гармонию. Суть в том, чтобы найти то, что уже присутствует внутри, под поверхностью конфликта, и это внутреннее сможет привести к единству и гармонии.
Идеал жизни в гармонии с природой существует давно, но что он значит? На протяжении тысячелетий, наблюдая за изменениями в природе и обществе, китайские мудрецы разработали принципы для описания всех видов преобразований. Они известны как теория Инь-Ян и теория Пяти Элементов. Инь-Ян описывает статические конфигурации полярностей в природе; теория Пяти Элементов описывает принципы динамических взаимодействий.
В течение длительного периода развития китайской цивилизации эти две концепции проникли во все аспекты жизни и искусства Китая. Они легли в основу традиционных естественных, социальных и политических наук.
Инь-Ян как учитель
Китай, одна из старейших непрерывно существующих цивилизаций в мире, все еще сохраняет сильное присутствие. Этот факт во многом обязан распространению традиционных подходов и пониманию того, что человеческая жизнь является таким же выражением природы и естественных закономерностей, как и любой другой вид жизни.
Теория Инь-Ян утверждает, что любой феномен – это проявление диаметрально противоположных сил, называемых Инь и Ян. Эти термины могут применяться к любым полярным качествам: войне и миру, раздору и гармонии, печали и радости, переменам и покою.
На самом высоком или самом абстрактном уровне их можно рассматривать в терминах Проявленного и Непроявленного. В любой полярной ситуации силы имеют одинаковые динамические отношения: они сдерживают друг друга, усиливают друг друга и трансформируются друг в друга. Это выражено в хорошо известной диаграмме Тайцзи, которая показывает отношения между Инь и Ян в круговой, не линейной, форме.
Диаграмма Инь-Ян применима на любом уровне существования или анализа: атом, цепь ДНК, клетка, человек, дом, страна, планета, солнечная система или галактика. Эта диаграмма также показывает, что преобразования происходят постепенно и плавно, а не внезапно или резко.
Вместо того, чтобы мгновенно повернуть вспять, всегда сначала происходит тонкое добавление дополнительной силы или энергии. Всегда есть поиск динамического равновесия. Но когда несоответствие между полярными энергиями достигает своего предела и система становится неуравновешенной, наступает сильное преобразование, которое может оказать серьезное влияние на все живые существа в системе.
Секретная сила Инь
Применяя теорию Инь-Ян к человеческому обществу, мы говорим, что правительства, режимы и администрации – это аспект Ян. Они динамичны, изменчивы, постоянно меняются. Общества также имеют аспект Инь: это культура. Например, на протяжении своей истории Китай неоднократно сталкивался с вторжениями с севера, и дважды Китаем управляли северные завоеватели – монголы и маньчжуры.
Но победители в конечном итоге были поглощены китайской культурой. Режимы и династии приходят и уходят; Китай остается. Это влияние Иньского аспекта китайской культуры, которая всегда ориентировалась на природные принципы, прислушивалась к ним, следовала им.
Самобытность китайского народа основана на китайской культуре, а не на каком-либо режиме или династии. Даже огромные усилия по подавлению и искоренению традиционной культуры в ХХ веке в Китае оказались безуспешными в вытеснении фундаментальных культурных традиций. Эта стойкость демонстрирует силу аспекта Инь.
Западный Инь-Ян
Аналогичные примеры стойкости перед лицом завоеваний можно увидеть в Европе: отстаивание местных культур перед лицом имперских завоеваний, и в то же время интеграция имперских образцов в качестве общего культурного наследия. Благодаря этому продолжается общение и координация.
Подобно китайским династиям, европейские имперские государства приходили и уходили, просуществовав несколько веков. Одни империи сменялись другими. Однако местные европейские культуры существовали тысячелетиями, развиваясь в соответствии со своей природой.
Человеческие страдания часто связаны с преобладанием аспектов Ян. Но такое господство преходяще. Когда Ян достигает своего пика, ситуация меняется и появляется что-то новое. На данный момент Соединенные Штаты достигли превосходства. Кто может сказать, каким будет положение США через столетие?
В течение первой половины ХХ века солнце никогда не заходило над Британской империей, и до 1940 года трудно было представить, что оно когда-либо зайдет. Но важно отметить, что Британская империя не была захвачена ни одной из противостоящих ей стран. Вместо этого ее положение в мире изменилось с корректировкой энергий Инь и Ян.
Размышляя о цивилизациях, важно помнить о важности этого баланса. И особенно важно учитывать аспект Инь, поскольку человеческое внимание так легко захватывается поверхностной энергией аспекта Ян. Несмотря на всю помпезность режимов и войн, мы не должны упускать из виду стойкость и истинную силу наших культур.
Нелинейное мышление
Человеческая привычка сосредотачиваться на Ян и забывать Инь связана с нашей склонностью к линейному мышлению. Линейное – значит фрагментарное; полная форма – круглая. В линейном мышлении существует конкретная односторонняя последовательность причин и следствий, начало и конец.
В круговом, цикличном мышлении присутствуют более гибкие отношения между причиной и следствием, началом и концом. Каждая причина создает следствие, а каждое следствие, в свою очередь, создает другую причину.
С линейной точки зрения, вынося мусор из дома, мы думаем, что он исчез навсегда. Искореняя терроризм в регионе, мы думаем, что терроризм исчезнет навсегда. Но то, что уходит, так или иначе возвращается. Вот почему линейное мышление неэффективно и дает неполные результаты, что, в свою очередь, может вызвать еще больше проблем.
Единственный вид эффективного мышления основан на видении полных форм, в которых одновременно присутствуют и учитываются как аспекты Ян, так и Инь.
Условие выживания
Люди ради собственного выживания склонны ставить под угрозу других живых существ. Однако все живые существа и системы на этой планете являются частями единого великого организма. Игнорирование этого вызвало огромные проблемы в окружающей среде. Опять же, причиной этой ситуации является человеческая склонность к линейному мышлению.
Забота о благополучии всей планеты стала неотложной. Люди часто думают, что негативные последствия деградации окружающей среды находятся далеко, в пространстве или времени, поэтому они чувствуют себя в безопасности, игнорируя проблему. Но в каком масштабе измеряются «далекое» и «близкое»?
Негативное последствие, такое как вымирание, которое для человека очень далеко, может быть очень близким для конкретного вымирающего вида животного или растения. Вот почему мы должны видеть аспекты Инь и Ян в каждой ситуации, каждой системе и в каждом действии.
Культурный выход
На разных уровнях все страны Латинской Америки и Карибского региона пытались добиться большего политического, экономического и военного присутствия, но в итоге лишь для того, чтобы оказаться в тисках бедности и долгов.
Но в культурном смысле у них все еще есть большое изобилие и много сильных сторон, все из которых уходят корнями в их аспект Инь. В Северной Америке и Европе большая часть Янского аспекта господства через деньги, власть, централизованное планирование и грандиозное развитие будет иметь серьезные человеческие, политические и экономические последствия на долгие годы.
Чтобы уравновесить это, нам следует сосредоточиться на сохранении и поддержке наших региональных и местных культур.
Мы должны укреплять:
- силу семьи, а не силу государства;
- племенную, локальную сплоченность, а не международные амбиции;
- местное сельское хозяйство и производство, а не крупный агробизнес;
- сохранение окружающей среды, а не эксплуатацию ресурсов.
Благодаря этому Инь и Ян достигнут лучшего баланса, и это восстановленное равновесие отразится во взаимодействии людей в обществе.
На протяжении всей истории Китая взлеты и падения династий отражали динамику взаимодействий сил Инь и Ян. Причем Инь всегда побеждал, чтобы восстановить равновесие и сохранить силы.
Я надеюсь, что этот взгляд на китайскую культуру и опыт пригодится людям в Латинской Америке, в мире. На этом ключевом этапе человеческой истории необходимо осознать важность уважительного отношения к природе и ее принципам. Это ключ к созданию и поддержанию гармоничных отношений между человеческими сообществами. Нам нужно черпать силы в непреходящих сокровищах культуры, а не в скоротечном господстве.
Доклад Шентана Су для конференции «Диалог между цивилизациями», проходившей под эгидой ЮНЕСКО в Каракасе, Венесуэла, 13–16 ноября 2001 года
Перевод с английского: Тарас Литвин
Понравилась статья? Подпишись на нашу рассылку![wysija_form id="4"]