Первую запись нового 2016 года хочется посвятить… двум кирпичам. Прекрасной истории-притче, которой монах Аджан Брам начинает свою книгу Who Ordered This Truckload of Dung? (Кто заказывал грузовик навоза?)
Это одна из сильнейших книг, которую я читал в последнее время. Благодаря медитатору випассаны Денису Чистякову и его соратникам-переводчикам она теперь доступна в русском переводе (пока лишь виртуально).
Два плохих кирпича – история из главы Безупречность и чувство вины
Сразу после того, как в 1983 году была куплена земля под строительство монастыря, мы оказались на мели. На нас висели огромные долги. А на новой земле не было ни одного строения, даже малейшего укрытия. Те первые недели нам приходилось спать на старых дверях, купленных нами очень дешево у старьевщика; чтобы поднять наши кровати над землей, под каждый угол положили кирпичи. И, конечно никаких матрасов – мы ведь лесные монахи.
У настоятеля монастыря дверь была самая лучшая, ровная и широкая. На моей кровати, там, где когда-то находилась ручка, зияла приличного размера дыра. Я был рад, что дверную ручку убрали, но все-таки осталось огромное отверстие прямо посередине моего спального места. Я шутил, что теперь мне не надо вставать с кровати, чтобы сходить в туалет. Но реальность отрезвляла – ветер неистово задувал через нее. Поэтому первые ночи спать особенно не приходилось.
Мы были бедными монахами и нуждались в жилье. Мы не могли позволить себе нанять строителей, материалы стоили слишком дорого. Мне пришлось самому освоить ремесло строителя: научиться готовить фундамент, месить бетонный раствор и класть кирпичи, крыть крышу, прокладывать трубы, в общем, весь строительный процесс. Раньше, в мирской жизни, я был физиком-теоретиком, преподавал в высшей школе, и работать руками не привык. Через пару лет я стал довольно подкован в строительном деле, в шутку называя свою бригаду БиБиСи (здесь игра слов: BBC – английская аббревиатура известной радиостанции, а в данном контексте – Буддийская Строительная Компания). Но вначале все это давалось с трудом.
Казалось бы, что может быть проще, чем класть кирпичи: немного раствора под кирпич, прижать здесь, убрать лишнее там. Когда я начал класть кирпичи, получалось так, что надо было сильно прижимать один конец кирпича, чтобы выровнять его, но другой конец шел вверх. Тогда я прижимал этот край, и кирпич вообще отказывался вписываться в заданную линию. Пока я пытался впихнуть его в общий строй, один из углов упрямо вылезал вверх. Как бы я ни старался!
Все-таки я был монахом, и терпения мне хватало, а уж времени и подавно. В конце концов, я убедился, что кирпичи сами по себе не имеют изъянов, и, независимо от размеров, идеально ровные. Я закончил класть свою первую кирпичную стену и отошел в сторону, чтобы полюбоваться результатом работы. О, нет! – только сейчас я заметил, что два кирпича не вписывались в общий ровный строй. Все кирпичи в стене лежали ровно, и только эти два – криво. Они смотрелись ужасно! Два кирпича портили весь вид, казалось, что свои присутствием они рушат всю стену.
Когда я заметил это несовершенство, цемент уже затвердел, вынуть из стены два этих кирпича не представлялось возможным. Поэтому я спросил разрешения у настоятеля сломать стену и начать строительство заново. Меня очень смущало, что я так долго возился с кладкой и получил такой результат. Настоятель запретил ломать стену и сказал, чтобы я оставил все как есть.
Показывая первым посетителям наш новенький монастырь, я всегда старался провести их мимо стены с кривыми кирпичами. Я не хотел, чтобы кто-то видел этот огрех.
Однажды примерно через три или четыре месяца после завершения кладки, я прогуливался с посетителем, и он взглянул на стену.
– Какая красивая стена, – между делом обронил он.
– Сэр, – удивился я, – вы, наверное, забыли свои очки в машине? У вас все в порядке со зрением? Неужели вы не видите те два кривых кирпича, портящих всю стену?
То, что он сказал, полностью изменило мой взгляд на эту стену, на себя и на многие стороны жизни. «Да, я вижу эти два кирпича. Но я также вижу и остальные 998, ровно лежащие в стене».
Я был потрясен. Впервые за более чем три месяца я видел остальные кирпичи, помимо двух кривых. Вверху, внизу, справа и слева от плохих лежали хорошие, идеальные кирпичи. Более того, идеальных было намного больше, чем тех, кривых. Раньше я заострял внимание исключительно на двух своих ошибках, не замечая всего остального. Именно поэтому я не выносил вида своей стены и не хотел, чтобы кто-нибудь видел ее. Поэтому я так хотел, чтобы ее не стало. Теперь, когда я видел и ровные кирпичи тоже, стена не казалась мне такой несовершенной. Она превратилась, как сказал наш гость, в «красивую кирпичную стену». И спустя двадцать лет она все еще здесь, а я уже забыл, где точно лежат эти два кирпича. На самом деле, я больше не вижу их здесь.
Сколько людей прекращают отношения или разводятся только потому, что все, что они видят в своем партнере – два «неровных кирпича». Сколькие из нас впадают в отчаяние или даже помышляют о самоубийстве из-за того, что видят в себе только эти два кирпича. Ведь на самом деле существует много, очень много хороших, отличных кирпичей – вверху, внизу, слева и справа от тех, которых мы считаем плохими – просто мы не можем их увидеть.
Мы видим только недостатки. Ошибки – это всё, на чем мы концентрируемся, о чём непрерывно думаем, и как результат – наше желание сломать, уничтожить то, что нам неугодно. Иногда, к сожалению, мы действительно ломаем «очень красивую стену».
У каждого из нас есть свои два плохих кирпича, но хороших кирпичей у нас гораздо больше. Заметив их, всё окажется не таким уж плохим. Мы можем жить в ладу не только с самим собой и нашими недостатками, но и наслаждаться жизнью с близкими людьми. Это плохая новость для адвокатов по бракоразводным процессам, но прекрасная новость для вас.
Эту историю я рассказывал много раз. Однажды ко мне подошел строитель и поведал свой профессиональный секрет: «Мы, строители, всегда допускаем ошибки, но своим заказчикам говорим, что это неповторимая деталь, которая задумана только для вашего дома, ни у кого из соседей не будет ничего похожего». А потом добавляем к ранее согласованной сумме еще пару тысяч долларов – за уникальный дизайн.
Вероятно, какая-то уникальная особенность вашего дома начиналась как ошибка. Так же и в отношении человека: то, что вы считаете своим недостатком, недостатком партнера или недостатком всей жизни в целом – просто неповторимая особенность, которая способна обогатить вас здесь и сейчас, если только вы не будете заострять свое внимание только на ней.
Понравилась статья? Подпишись на нашу рассылку![wysija_form id="4"]
Comments (3)
Где можно найти ее на русском ?
На русском собирались издать, я узнаю и сообщу здесь.
Анжелика, пока что книгу не издавали…