Люди часто говорят, что хотят быть на духовном пути. Например, те, кто добился успеха в жизни, но чувствует, что чего-то не хватает. Об этом также говорят люди, которые находятся в бедственном положении и надеются избавиться от тяжести и разочарований обычной жизни.
Духовные поиски
Зачастую поиски духовного пути приводят к какому-то духовному или религиозному учению, изучению медитаций, молитв, посещению различных духовных ретритов, практике йоги, цигун к энергетическому целительству, вегетарианству, и так далее.
Подобные практики действительно помогают в некоторой степени успокоить ум. Тем не менее, люди часто не знают о фундаментальной причине их неудовлетворения, боли и страдания. Без понимания причины трудно добиться полного исцеления.
Теория Инь-Ян
С точки зрения теории Инь-Ян, проблема кроется в отсутствии равновесия Инь и Ян. Смотреть вовне – это Ян, смотреть внутрь – это Инь.
Большинство людей смотрят вовне, стремясь получить знания, богатство, славу, физические удовольствия, что-то осязаемое и видимое. Намного реже человек обращает взор внутрь себя, на вещи, которые менее ощутимы: это жизнь с размышлениями, спокойствием, сердечностью, душевностью, сопереживанием.
Суть любого духовного пути в том, чтобы обратить внимание внутрь, тем самым создавая равновесие Инь и Ян. Другими словами, повернуться от поиска ответов во внешнем мире, мире вещей, собственности, общественного признания и достижений.
Духовное тщеславие
Мы недовольны жизнью в той степени, в которой ожидаем и не получаем от внешнего мира удовлетворения наших желаний. Этим мы измеряем счастье. Не имеет значения, хотим ли мы найти счастье в удовольствиях, владении, контроле, признании. В основе всех этих стремлений лежит идея о том, что только во внешнем мире мы можем получить то, что наполнит нашу жизнь смыслом. Это значит, что мы зависим от оценки других людей, от одобрения окружающих.
Находиться на духовном пути означает повернуться внутрь себя, независимо от специфики практики. Речь не о том, чтобы делать что-то незаурядное, необычное.
Многие считают, что находиться на духовном пути – это следовать за ламой, гуру или духовным лидером. Духовность становится частью их общественного имиджа, человек не смотрит внутрь себя, так делают многие знаменитости.
Это духовное тщеславие. Это все еще внимание, направленное во внешний мир.
Баланс Инь и Ян
Духовный путь – это не бегство от внешнего мира. Секрет в том, чтобы устремления внутрь сбалансировали устремления наружу. Ключ в том, чтобы уравновесить Янское и Иньское отношение к жизни.
Человеческая жизнь – это человеческая жизнь: постоянно существует необходимость взаимодействовать со всеми ее неминуемыми сторонами. Человек не может прожить жизнь, не будучи человеческим существом.
В «Алмазной сутре» Будда говорит своим ученикам, что нет ничего, что нужно достичь, все методы достичь буддовости подобны сну, иллюзии, пузырю, тени.
Последователь буддизма спросил у мастера дзэн: «Что же делать? Ведь нам тоже нужно кушать и спать?». Мастер ответил: «Когда приходит время кушать, кушай; когда приходит время спать, спи». Нет другого способа жить.
Дао и Природа
Даосское учение рекомендует людям следовать природе. В книге «Дао Дэ Цзин» говорится: «Люди следуют Земле, Земля следует Небу, Небо следует Дао, а Дао следует Природе». Термин «природа» означает «реальная действительность», «естественный ход событий» на любом уровне бытия.
Отраженные в физическом мире, характеристики природы легки, просты и экономны. Проживая жизнь легко, просто и экономно, мы идем по духовному пути.
Быть на духовном пути – значит развернуться в обратную сторону от жизни усложненной, тяжелой и расточительной на уровне тела, энергии и ума.
Сердце и мудрость
Живя в человеческом мире, мы играем роли; выполняем функции родителей, детей, братьев и сестер, друзей, учителей, врачей, рабочих, бизнесменов, инженеров, и так далее. Все, что мы делаем, является путем, на котором мы находимся.
Быть на духовном пути означает выполнять все эти вещи духовным способом: то есть, способом, который направлен внутрь, а не наружу.
Мы всегда на пути. Идти по пути с вниманием, погруженным в сердце и мудрость, – именно это делает его духовным. При этом путь становится легким, простым и экономным. Духовный путем.
Автор: Шентан Су
Перевод с английского: Тарас Литвин
Понравилась статья? Подпишись на нашу рассылку![wysija_form id="4"]