В 1951-1952 годах, на 112-м году жизни монаха Сюй-юня, великого чаньского учителя и учителя Шентана Су, во время чтения наставлений весной в монастыре Юньмэнь, случилась беда.
Примечание Цэнь Сюэлюя:
Учитель диктует историю своей жизни вплоть до своего 112 года, после чего его помощники регистрировали происходившие далее события вплоть до времени смерти учителя.
В то время произошла коммунистическая революция, и первые потрясения идеологических перемен стали ощутимы.
Той весной огромное количество монахов, монахинь, учеников-мирян – мужчин и женщин – собралось для получения наставлений в монастыре Юньмэнь, община которого состояла тогда из более 120 монахов.
В 24-й день второго месяца банда из более 100 головорезов [представители коммунистической власти Маоцзэдуна] окружила монастырь, не позволяя никому входить и выходить. Сначала они силой заставили учителя оставаться в комнате настоятеля, оставив несколько человек присматривать за ним.
Потом, согнав всех монахов в залы дхармы и медитации, они стали обыскивать храмовые здания от черепичных крыш до кирпичных полов, включая статуи будд и патриархов, священные культовые предметы и ящики, в которых хранилась Трипитака.
Хотя более сотни людей производило обыск в течение двух дней, они не нашли ничего незаконного. В конечном итоге, они забрали с собой бхикшу Мин-дуна – управляющего храмом, а также Вэй-синя, У-хуэйя, Чжэнь-куна и Вэй-чжана – старших монахов.
Они также засунули в оружейные мешки – которые потом унесли – реестры, документы, корреспонденцию и все рукописи учителя, содержащие разъяснения и комментарии к сутрам, наряду с его записанными высказываниями за столетний период.
Потом они обвинили общину в совершении всевозможных преступлений. В действительности же они полагались на необоснованные слухи о том, что в монастыре якобы хранились оружие, амуниция, радиопередатчики, золотые и серебряные слитки. Именно это они и искали.
В общем были арестованы и жестоко избиты 26 монахов в попытке добиться от них признания относительно предполагаемого местонахождения оружия и денег. Все они заявили, что им ни о чём подобном им не известно.
Бхикшу Мяо-юня забили до смерти, а бхикшу У-юнь и Ти-чжи были так безжалостно избиты, что у них оказались переломанными руки. Несколько других монахов пропало без вести. Поскольку головорезы ничего не обнаружили после 10 дней бесплодных поисков, они излили свою злость на учителя.
В первый день третьего месяца его перевели в другую комнату, двери и окна которой опечатали. Ему не давали ни есть, ни пить и даже не позволяли выходить, чтоб справить нужду. Комната, тускло освещённая маленькой лампой, напоминала ад.
На третий день около 10 крепких мужчин [представители коммунистической власти Маоцзэдуна] бесцеремонно вошли и приказали учителю сдать золото, серебро и оружие. Он сказал, что у него ничего подобного нет. Они начали его бить. Сначала дубинками, а потом – железными прутьями до тех пор, пока не переломали учителю рёбра. Кровь заливала Сюй-юню голову и лицо.
При избиении Сюй-юня допрашивали, но он сидел в медитативной позе, чтобы войти в состояние дхьяны.
Поскольку удары безжалостно градом сыпались на него, он закрыл глаза и рот, по-видимому, перейдя в состояние самадхи.
В тот день они четыре раза зверски избивали Сюй-юня и в конце концов бросили на пол. Увидев, что ему нанесены серьёзные ранения, они подумали, что он умер и покинули комнату.
Вскоре после этого охранники также ушли. Учителя донесли до кровати и помогли ему принять медитативную позу.
На 10-й день, рано поутру, Сюй-юнь медленно наклонился вправо (положение, сходное с позой Будды в паринирване). Поскольку учитель оставался неподвижным в течение целого дня и ночи, ухаживающий за ним монах поднёс близко к его ноздрям фитиль от горящей лампы. Учитель не обнаруживал следов дыхания и казался мёртвым.
Однако его лицо выглядело свежим, как всегда, а тело было всё ещё тёплым. Ухаживающие за ним Фа-юнь и Куань-шань дежурили у его постели.
Рано утром 11-го дня учитель издал слабый стон. Ему помогли принять прямую сидячую позу и рассказали, как долго он сидел в дхьяне и лежал на кровати.
Учитель медленно произнёс: “Я думал, это длилось несколько минут”.
Потом он сказал Фа-юню: “Возьми ручку и запиши то, что я продиктую, но не показывай посторонним, чтобы люди не возводили напраслину”.
Потом он медленно сказал: “Мне приснилось, будто я вошёл во внутренние покои будды Майтрейи на небесах Тушита. Они превосходят по красоте и величию всё, что есть на земле. Майтрейя, восседая на троне, проповедовал Дхарму большому собранию, на котором присутствовало около 10 моих покойных знакомых.
Я соединил ладони в знак приветствия, и они указали на третье свободное место в первом ряду на восточной стороне, приглашая меня сесть. Арья Ананда сидел рядом со мной.
Майтрейя давал наставления по медитации в традиции читтаматры, но прервал объяснение и обратился ко мне:
“Тебе следует вернуться [в свой монастырь]”.
Я сказал: “Моё кармическое бремя слишком велико, я не хочу возвращаться”.
Он сказал: “Твоя кармическая связь с миром ещё не закончена, и ты должен вернуться туда сейчас, дабы вернуться сюда позже”…
Головорезы, избивавшие и мучившие учителя и позднее ставшие свидетелями его чудодейственной выносливости, шептались друг с другом и начали испытывать страх.
Человек, по-видимому, бывший их начальником, спросил одного монаха: “Почему тот старый монах не был сломлен нашими побоями?”
Монах ответил: “Старый учитель принимает страдание во благо всех живых существ, а также и во имя вашего спасения. Позже вы узнаете, почему он не был сломлен побоями”.
Не найдя того, что искали, головорезы остались в монастыре, присматривая за монахами и запрещая им говорить друг с другом и покидать свои места. Даже пища и питьё монахов стали предметом самого серьёзного внимания оккупантов. Всё это длилось более месяца.
В результате избиения и пыток учитель Сюй-юнь испытывал страшные боли и находился в жутком состоянии. Учитель потерял зрение и слух.
Опасаясь, что Сюй-юнь может умереть, его ученики побудили его диктовать историю своей жизни. Отсюда его автобиография…
Головорезы постепенно ослабили свой контроль над монастырём, но общинная одежда и продовольствие, тем не менее, были ими конфискованы и вывезены.
После избиения учитель не мог есть даже жидкую рисовую кашу, а пил только воду.
Узнав, что вся провизия конфискована, он сказал монахам: “Мне жаль, что все вы вовлечены в мою тяжёлую карму. Раз уж так сложились обстоятельства, вам следует покинуть монастырь, и зарабатывать себе на жизнь где-нибудь в другом месте”.
Ученики отказались его покинуть. Тогда он побудил их отправиться на холмы за монастырём и заняться заготовкой дров, которые можно было продать на ближайших рынках, чтобы купить на вырученные деньги рис для общины.
Таким образом, они питались жидкой рисовой кашей и продолжали читать сутры и проводить утренние и вечерние медитации и совершать воскурения…
Источник: книга «Облако пустоты», Издательский дом «Ганга», 2014 г.
Другие случаи:
О прозрениях, уроках и учителях
Понравилась статья? Подпишись на нашу рассылку![wysija_form id="4"]
Comments (4)
Монах и бомбы | Блу Маунтин
Монах и корова | Блу Маунтин
Как остановить войну | Блу Маунтин
Сюй-юнь — учитель | Блу Маунтин